«Школьный музей как средство воспитания у школьников патриотизма
и гражданственности»
Митрофанова
Е.А. руководитель краеведческого кружка « Юные краеведы"
Серьезное
внимание в образовательных
учреждениях Омской области сегодня
занимают вопросы педагогических условий
и средств воспитания не только информированной, коммуникативной, просвещённой
личности, но и имеющей активную
гражданскую позицию.
Как же
сохранить сегодня преемственность
в воспитании школьников и передать
эстафету патриотизма следующему поколению?
Когда мы говорим о
патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у
молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её
благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к
гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И
главная роль в этом принадлежит краеведению. Именно на уроках по истории и культуре края начинают
формироваться истоки любви к своим родным местам – дому, селу,
городу, в котором родился и вырос. «Краеведение возбуждает и воспитывает
интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш
и на душу. В этом-то главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отеческим
гробам, к родному пепелищу: в них – краелюбие », - говорил академик С. О.
Шмидт.
Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и
воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала.
Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса,
осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают
историю своего села, города, а значит и
страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет
воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и
роль простого человека в ней.
Краеведение решает
проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в
развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности,
призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех
земляков.
Школьник, посредством
работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы. В основе
краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной
образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели,
задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы.
Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой,
документами, цифрами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и
доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком,
так и практиком. Оно способствует
развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника.
Целью краеведческой
работы в Курносовской средней общеобразовательной школе является повышение
интереса детей к истории родного села и
привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклада в Великую Отечественную войну, коллективизацию и другие
реформы, которые проводило государство в нашей Омской области. С помощью
краеведения, школьники осознают, что история их села является составной и
значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться. Очень важно
заронить в учениках мысль о том, что
родное село нуждается в их помощи и поддержке, что от них тоже зависит вопрос
гордости или огорчения будущими историческими страницами их малой родины.
Основные задачи
школьного музея следующие:
- участие в совершенствовании
учебно-воспитательной работы в школе;
- участие в формировании,
обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;
- участие в научно – исследовательской
деятельности;
- проведение культурно-просветительской
работы среди учащихся и населения.
Целевая аудитория: учащиеся и учителя
Возрастная категория посетителей: 7-17
лет.
Экспозиционная
площадь музея представлена разделами в
виде стендов, витрин, стеллажей.
Описание экспозиций
«Уголок старины»
Экспозиция
представлена в виде макетов крестьянской избы.
«История школы»
Экспозиция представлена в виде стенда, на котором отражены
фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация
из истории школы.
«Учителя-ветераны педагогического труда»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь
представляются фотографии и сведения об учителях-ветеранах. Также представлена
Книга Почета «Мы гордимся вами»
«Уголок славы Великой
Отечественной войны»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь
представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом
в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой
Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из
газет.
«Защитник Отечества».
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь
представляются сведения о службе выпускников
школы. Учебно-полевых сборах на базе
совхозской школы. Сочинения детей о службе в армии (отцов, старших братьев)
«Поисково-исследовательская
работа учащихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь
представлены материалы о поисково-исследовательской работе учащихся.
Также отдельно выставлена экспозиция, где хранятся боеприпасы времен
Гражданской и Великой Отечественной войн.
Школьный музей – это
место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от
интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также
учеников группы «риска». Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и
ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и
оформительская, и исследовательская, и
написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда
нашего села, и многое другое. Ученики
привлекаются к оформительской и
поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором
которых является музей и краеведческий кружок «Юные краеведы». Это позволяет
вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу.
Школьники чувствуют свою необходимость малой родине, а значит и она им будет нужна
тоже.
Наблюдения показывают, что работа музея в
формировании патриотизма достигает своей цели. Много лет в школе успешно
функционирует краеведческий кружок « Юные краеведы», ребята которого и стали инициаторами создания
школьного музея. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения
в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом
занимаются в кружке.
В
заключении хочется сказать, что школьный музей
способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания
учениками значимости своего родного села
в богатой истории Омского края и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем
самым обеспечивает формирование
гражданина и патриота России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий