2015 год литературы

Школьный музей

«Школьный музей  как средство воспитания у школьников патриотизма и гражданственности»
     Митрофанова Е.А. руководитель краеведческого кружка « Юные краеведы"                                                                                  
    Серьезное  внимание в образовательных учреждениях  Омской области сегодня занимают вопросы  педагогических условий и средств воспитания не только  информированной, коммуникативной, просвещённой личности, но и  имеющей активную гражданскую позицию.
 Как же  сохранить  сегодня преемственность в воспитании школьников и передать  эстафету патриотизма следующему поколению?
Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению. Именно на уроках  по истории и культуре края начинают формироваться  истоки  любви к своим родным местам – дому, селу, городу, в котором родился и вырос. «Краеведение возбуждает и воспитывает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов А.С. Пушкина о любви к отеческим гробам, к родному пепелищу: в них – краелюбие », - говорил академик С. О. Шмидт. 
  Значение краеведческой работы  переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и  страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд,  усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться  от намеченного и делать собственные выводы. Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами. Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком.  Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника.
Целью краеведческой работы в Курносовской средней общеобразовательной школе является повышение интереса детей  к истории родного села и привлечение  их  к исследованию и изучению  судеб односельчан, их вклада в Великую  Отечественную войну, коллективизацию и другие реформы, которые проводило государство в нашей Омской области. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их села является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться. Очень важно заронить в учениках мысль о том,  что родное село нуждается в их помощи и поддержке, что от них тоже зависит вопрос гордости или огорчения будущими историческими страницами их малой родины.
Основные задачи школьного музея следующие:
 - участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;
  - участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;
- участие в научно – исследовательской деятельности;
- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.
Целевая аудитория: учащиеся и учителя
Возрастная категория посетителей: 7-17 лет.
Экспозиционная площадь музея представлена  разделами в виде стендов, витрин, стеллажей.
Описание экспозиций
«Уголок старины»
Экспозиция представлена в виде макетов крестьянской избы.
 «История школы»
Экспозиция представлена в виде стенда, на котором отражены  фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация из истории школы.
 «Учителя-ветераны педагогического труда»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются фотографии и сведения об учителях-ветеранах. Также представлена Книга Почета «Мы гордимся вами»
«Уголок славы Великой Отечественной войны»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет.
«Защитник Отечества».
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения о службе  выпускников школы.  Учебно-полевых сборах на базе совхозской школы. Сочинения детей о службе в армии (отцов, старших братьев)
«Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто»
Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представлены материалы о поисково-исследовательской работе учащихся.  Также отдельно  выставлена экспозиция, где хранятся боеприпасы времен Гражданской и Великой Отечественной войн.
Школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников группы «риска». Важно осознать возможность и необходимость  такого объединения.  Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская,  и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего села, и многое другое. Ученики   привлекаются  к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам,  к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и краеведческий кружок «Юные краеведы». Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу. Школьники чувствуют свою необходимость  малой родине, а значит и она им будет нужна тоже.
 Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Много лет в школе успешно функционирует краеведческий кружок « Юные краеведы»,  ребята которого и стали инициаторами создания школьного музея. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом занимаются в кружке.  
            В заключении хочется сказать, что школьный музей  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного села в богатой истории Омского края и страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности, тем самым  обеспечивает формирование гражданина и патриота   России.






































Комментариев нет:

Отправить комментарий